ЦентрИнформ
Екатеринбургский филиал
Акционерного общества
«ЦентрИнформ»
Свяжитесь с нами
Заказать услугу

Организация

Название
ИНН
КПП

Контактная информация

Ф.И.О.*
e-mail *
Телефон
Поля, отмеченные звездочкой, обязательные для заполнения

Услуга

Задать вопрос/дополнительная информация:

14 апреля 2021г. ЕФ АО «ЦентрИнформ» принял участие во II Межрегиональном медицинском форуме УФО «Технологии эффективного здравоохранения»

14 апреля 2021г. Екатеринбургский филиал АО «ЦентрИнформ» принял участие во II Межрегиональном медицинском форуме УФО «Технологии эффективного здравоохранения», который проходил в г. Екатеринбург в выставочном центре «Екатеринбург-ЭКСПО».

Директор ЕФ АО ЦентрИнформ» Качалков А.М. выступил с докладом «Медицина будущего. Трансформация подходов к защите врачебной тайны и персональных данных».

Цифровизация в медицине – необходимое и очевидное направление развития, как и цифровизация экономики России в общем.

Одно из ведущих направлений 2021 года – это введение и использование электронных медицинских карт. Преимущества использования электронных карт пациентов:

  • данные о состоянии пациента сохраняются в надежном месте — защищенном облачном хранилище. Таким образом, полная информация обо всех болезнях и особенностях не может пропасть и доступна в любой больнице;
  • карта содержит историю об изменениях в организме пациента на протяжении жизни. Настолько полная информация в быстром доступе поможет врачам проводить аналитику и ставить более точные диагнозы;
  • систематизированная информация, которая хранится не в бумажном виде, а в цифровом, позволяет медицинским организациям производить эффективные исследования. В частности, по статистике заболеваний;
  • карты позволяют реализовывать отдельные программы по контролю за качеством здравоохранения в стране;
  • возможность добавлять в базу оцифрованные данные с бумажных карт позволяет делать более точные прогнозы на основе большого объема данных.

Если подходить комплексно и рассматривать любую автоматизированную систему (АС) как систему человек-машина, то залог успеха по нашему экспертному мнению в следующем:

  • обязательное компетентное обсуждение вопросов ИБ на всех этапах ЖЦ АС: проектирование АС, поставка оборудования и ПО, внедрение, эксплуатация, вывод из эксплуатации. Любая IT-компания, реализующая автоматизирующие алгоритмы должна решать вопросы ИБ или своими силами, или силами подрядчиков, не сбрасывая эти вопросы на заказчика и на конечного пользователя;
  • заказчики АС в свою очередь должны в обязательном порядке включать в технические задания требования по ИБ, понимая, что иначе им придется решать это самим;
  • повышение грамотности в области информационной безопасности в организациях;
  • элементарные правила ИБ для конкретного человека должны стать аналогом правил личной гигиены – мыть руки, носить маску и т.п. Но это вопрос ликбеза общего плана, не только медицины и возможно в будущем этот вопрос так же будет решаться на уровне государственного регулирования, пока это зона ответственности каждой отдельной организации.

Так же внедрение систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине – это один из современных трендов мирового здравоохранения. По прогнозам в течение ближайших лет рынок медицинских ИИ-технологий будет увеличиваться каждый год на 40%.

В целом внедрение систем с ИИ в здравоохранении выглядит закономерно и естественно.

Пример с диагностикой и лечением рака: многие раковые опухоли, которые кажутся схожими, по-разному реагируют на препараты химиотерапии, и уже реализован алгоритм, который анализирует молекулярные маркеры у больных лейкозом для назначения сразу адекватного лечения.

Уже решенные с помощью ИИ задачи в промышленном объеме: определение злокачественных новообразований в легких, распознавание рентгенограмм органов грудной клетки, определение патологий, ателектаз, кардиомегалия, пневмония, периферические образования лёгкого, пневмоторакс, отек легких, диагностика рака молочной железы, диагностика туберкулеза, выявление инсульта, внутричерепные кровотечения, травмы шейного отдела позвоночника.

Патологии на снимках машины видят лучше, чем люди – но не всегда. Пока лучше работает гибридная схема, чтобы врач (сообщество врачей) сверял свои результаты с машинными.

ИИ - перспективное и полезное направление, но может рассматриваться как технология двойного назначения (гражданская/военная). Вместе с технологическим прорывом возникают совершенно новые угрозы, причем угрозы в конечном итоге не информации, а человеку:

  • ошибки в диагнозах, недостаточно проработанные алгоритмы могут давать ложные выводы, принятие окончательного решения должно оставаться за человеком;
  • неуверенности в корректности достигнутого результата, так как информации о том, почему были сделаны именно такие выводы нет. Каким образом ИИ пришёл к тому или иному выводу, является существенной информацией, важной для составления плана лечения;
  • следует также обратить внимание и на возможность принадлежности систем с ИИ к объектам КИИ, ведь речь идет об установлении медицинского диагноза, то есть вред человеку может быть нанесён. Если рассматривать схему, при которой ИИ работает полностью без участия человека, то такой объект КИИ в любом случае будет значимым, т.к. следствием компьютерного инцидента на таком объекте м.б. вред здоровью человека.

Т.о. возникает необходимость выполнить достаточно много требований нормативных документов ФСБ России и ФСТЭК России по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ.

Активно развивается направление телемедицины (ТМ) и является одним из наиболее быстро растущих сегментов здравоохранения в мире. Телемедицина сегодня включает в себя новейшие технологические достижения, реагирует и адаптируется к изменяющимся потребностям в области здравоохранения.

Сегодня характерными чертами телемедицины являются предоставление клинической поддержки в условиях преодоления географических барьеров, а также использование различных видов информационно-коммуникационных технологий с целью улучшения здоровья населения.

Основным конкретизирующим документом в России по данному направлению является Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий"

Интересные свойства телемедицины:

  • разрешено оформление рецептов на наркотические и психотропные вещества в форме электронных документов;
  • допускается получение информированных согласий, а также выдача выписок и справок в электронной форме;
  • инфраструктура ТМ в России может стать основой для развития так называемой UBER-медицины (https://tass.ru/obschestvo/3343491).

Вопросы безопасности при использовании ТМ регулируют следующие нормативные документы:

  • методические рекомендации по оснащению медицинских организаций оборудованием, применяемым в процессе оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, в том числе к передаче, обработке, хранению данных от 5 октября 2018 года;
  • Приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013г. № 21;
  • Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17;
  • Приказ ФСБ России от 10 июля 2014г. № 378;
  • ГОСТ 34243-2017 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СИСТЕМЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ. Общие требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик к мобильным телемедицинским лабораторно-диагностическим комплексам;
  • ГОСТ 34244-2017 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СИСТЕМЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ. Общие требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик к стационарным телемедицинским консультативно-диагностическим центрам.

За принятие этих стандартов проголосовали: Республика Беларусь, Россия, Таджикистан. Введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2018 г.

Стандарты устанавливают общие требования к безопасности с учетом основных функциональных характеристик к стационарным/мобильным телемедицинским консультативно-диагностическим комплексам.

При работе стационарного/мобильного телемедицинского консультативно-диагностического комплекса должны быть обеспечены:

  • передача достоверной информации;
  • непрерывность функционирования;
  • необходимые для работы скорость и объем передачи данных;
  • обмен информацией между компонентами ТМ-комплексов.

Внедрение ТМ пока имеет несколько нерешенных вопросов:

  • любая телемедицинская помощь оказывается лишь тем пациентам, которые прошли аутентификацию через портал госуслуг (ЕСИА). Но как быть с защитой каналов связи при передаче ПДн пациента? (Врач –Пациент) – открытый канал связи, Интернет – возможен несанкционированный доступ к информации, заражение вредоносными программами, искажение или потеря данных и иное преднамеренное или случайное вредоносное кибервоздействие на медтехнику и ПО;
  • как быть с согласием на обработку ПДн при первичном приеме? Для обработки ПДн специальной категории в соответствии с 152-ФЗ требуется брать согласие на такую обработку в письменной форме или в электронной, но с использованием ЭП. «Порядок…» не содержит описание механизмов получения согласия. Решение, как это сделать отдано на уровень МУ. ЕСИА – да, но аутентификация на госуслугах не предусматривает обязательного наличия ключа ЭП;
  • требования к местам хранения и порядок доступа к сопутствующим материалам (аудио и видео записи консультаций и консилиумов, текстовые сообщения, голосовая информация, изображения, иные сообщения в электронной форме) не регламентированы – надо проинформировать об этом пациента перед оказанием ТМ-услуги.

Таким образом, открытых тем для развития медицины будущего много, и радует, что медицина развивается и становится ближе пациенту, при этом технологии информационной безопасности не должны отставать от современных трендов.